наверх
Заказать обратный звонок

МЕНЮ

8–800–555–0380
 
  Газовое
оборудование
   Вентиляция
и вентиляционное оборудование
    Котельные
установки
 
 
 
 
 

РАСПРОДАЖА

Срочная распродажа складских остатков

Новости

«Умные» кондиционеры по популярности вторые в мире

Эксперты Frost & Sullivan в свежем прогнозе утверждают, что к 2020 году число подключенных к «Интернету вещей» устройств превысит 22 млрд
07 Октября 2019 г.

Особенности и преимущества газовых воздухонагревателей

Хорошим вариантом нагрева производственных помещений является использование в последних газовых водонагревателей
08 Сентября 2019 г.

Преимущества центральной системы кондиционирования воздуха

Центральные системы кондиционирования воздуха (ЦСКВ) предназаначены для создания и автоматического поддержания в закрытых помещениях всех или отдельных параметров воздуха на определенном уровне...
02 Августа 2019 г.

Статьи

Создание вентиляции для торговых центров

Проектирование вентиляционных систем и подбор автоматики.
09 Февраля 2019 г.

Устройство системы вентиляции для животноводческих хозяйств

Проектные решения систем вентиляции животноводческих хозяйств
29 Января 2019 г.

Аналоги в вентиляционном оборудовании

Достаточно часто к нам обращаются люди с просьбой подобрать аналоги того или иного вентиляционного оборудования.
03 Апреля 2018 г.

ГОСТы и СНиПы

ГОСТ 28567-90. Компрессоры. Термины и определения


06 Июня 2016 г.

ГОСТ Р 55026-2012 Проектирование вентиляторов для работы в потенциально взрывоопасных средах


22 Марта 2016 г.

ГОСТ 32512-2013 Воздушные завесы. Общие технические условия


16 Марта 2016 г.

Фотогалерея

Отгрузка партии дроссель-клапанов в Москву

Отгрузка партии дроссель-клапанов в Москву


30 Мая 2019 г.

Отгрузка оборудования в Новый Уренгой

Отгрузка оборудования в Новый Уренгой


21 Февраля 2019 г.

Поставка воздуховодов и фасонных изделий

Поставка воздуховодов и фасонных изделий


26 Января 2019 г.

 

Версия для печати

8. Вибрация вентиляторов

8.1 Требования к проведению измерений

8.1.1 Общие положения

На рисунках 1 - 4 показаны некоторые возможные точки и направления измерений на каждом подшипнике вентилятора. Значения, приведенные в таблице 4, относятся к измерениям в направлении, перпендикулярном к оси вращения. Число и местоположение точек измерений как для заводских испытаний, так и для измерений на месте эксплуатации определяют по усмотрению изготовителя вентиляторов или по соглашению с заказчиком. Рекомендуется проводить измерения на подшипниках вала колеса вентилятора (крыльчатки). Если это невозможно, датчик следует установить в таком месте, где обеспечена максимально короткая механическая связь между ним и подшипником. Датчик не следует закреплять на безопорных панелях, корпусе вентилятора, элементах ограждения или других местах, не имеющих прямой связи с подшипником (результаты таких измерений могут быть использованы, но не для оценки вибрационного состояния вентилятора, а для получения информации о вибрации, передаваемой к воздуховоду или на основание, - см. ГОСТ 31351 и ГОСТ ИСО 5348.

Рисунок 1 - Расположение трехкоординатного датчика для горизонтально установленного осевого вентилятора

Рисунок 2 - Расположение трехкоординатного датчика для радиального вентилятора одностороннего всасывания

Рисунок 3 - Расположение трехкоординатного датчика для радиального вентилятора двустороннего всасывания

Рисунок 4 - Расположение трехкоординатного датчика для вертикально установленного осевого вентилятора

Измерения в горизонтальном направлении следует проводить под прямым углом к оси вала. Измерения в вертикальном направлении должны быть проведены под прямым углом к горизонтальному направлению измерений и под прямым углом к валу вентилятора. Измерения в продольном направлении следует проводить в направлении, параллельном оси вала.

8.1.2 Измерения с использованием датчиков инерционного типа

Все значения вибрации, указанные в настоящем стандарте, относятся к измерениям, выполненным с помощью датчиков инерционного типа, сигнал которых воспроизводит движение корпуса подшипника.

Применяемые датчики могут быть либо акселерометрами, либо датчиками скорости. Особое внимание следует уделить правильному креплению датчиков: без зазоров по опорной площадке, качаний и резонансов. Размер и масса датчиков и системы крепления не должны быть чрезмерно большими, чтобы не вносить существенных изменений в измеренную вибрацию. Суммарная погрешность, обусловленная способом крепления датчика вибрации и калибровкой измерительного тракта, не должна превышать ±10 % значения измеряемой величины.

8.1.3 Измерения с использованием датчиков бесконтактного типа

По соглашению между пользователем и изготовителем могут быть установлены требования к предельным значениям перемещения вала (см. ГОСТ ИСО 7919-1) внутри подшипников скольжения. Соответствующие измерения могут быть проведены с помощью датчиков бесконтактного типа.

В этом случае измерительная система определяет перемещение поверхности вала относительно корпуса подшипника. Очевидно, что допустимая амплитуда перемещений не должна превышать значения зазора в подшипнике. Значение внутреннего зазора зависит от размера и типа подшипника, нагрузки (радиальной или осевой), направления измерений (отдельные конструкции подшипников имеют отверстие эллиптического типа, для которого зазор в горизонтальном направлении больше, чем в вертикальном). Многообразие факторов, которые следует принимать во внимание, не позволяет установить единые предельные значения перемещения вала, однако некоторые рекомендации представлены в виде таблицы 3. Значения, приведенные в этой таблице, представляют собой процентное отношение к общему значению радиального зазора в подшипнике в каждом направлении.

Таблица 3 - Предельное относительное перемещение вала внутри подшипника

Вибрационное состояние вентилятора Максимальное рекомендуемое перемещение, проценты значения зазора1) (вдоль любой оси)
Пуск в эксплуатацию/Удовлетворительное состояние Менее 25 %
Предупреждение +50 %
Останов +70 %
1) Значения радиального и осевого зазоров для конкретного подшипника следует узнавать у его поставщика.

Приведенные значения даны с учетом «ложных» перемещений поверхности вала. Эти «ложные» перемещения появляются в результатах измерений вследствие того, что на эти результаты влияют помимо вибрации вала также его механические биения, если вал погнут или имеет некруглую форму. При использовании датчика бесконтактного типа вклад в результат измерений дадут также электрические биения, определяемые магнитными и электрическими свойствами материала вала в точке измерений. Считают, что при пуске вентилятора в эксплуатацию и его последующей нормальной работе размах суммы механических и электрических биений в точке измерений не должен превышать большего из двух значений: 0,0125 мм или 25 % измеренного значения перемещения. Биения определяют в процессе медленного проворачивания вала (на скорости от 25 до 400 мин-1), когда действие на ротор сил, вызванных дисбалансом, незначительно. Для того чтобы уложиться в установленный допуск по биениям, может потребоваться дополнительная обработка вала. Датчики бесконтактного типа, по возможности, следует закреплять непосредственно в корпусе подшипника.

Приведенные предельные значения применимы только для вентилятора, работающего в номинальном режиме. Если конструкция вентилятора предусматривает его работу от привода с переменной скоростью вращения, то на других скоростях возможны более высокие уровни вибрации вследствие неизбежного влияния резонансов.

Если в вентиляторе предусмотрена возможность изменения положения лопастей относительно потока воздуха у входного отверстия, приведенные значения следует применять для условий работы с максимально открытыми лопастями. Следует учесть, что срыв воздушного потока, особенно заметный при больших углах раскрытия лопасти относительно входного воздушного потока, может приводить к повышенным уровням вибрации.

Вентиляторы, устанавливаемые по схемам В и D (см. ГОСТ 10921), следует испытывать с всасывающими и (или) нагнетательными воздуховодами, длина которых превышает их диаметр не менее чем в два раза (см. также приложение С).

Пример - Рекомендуемые значения для подшипника скольжения диаметром 150 мм с внутренним зазором в горизонтальном направлении 0,33 мм:

Предельная вибрация вала (относительно подшипниковой опоры):

- пуск/удовлетворительное состояние:          (0,25´0,33 мм) = 0,0825 мм (размах);

- уровень предупреждения:                                (0,50´0,33 мм) = 0,165 мм (размах);

- уровень останова:                                             (0,70´0,33 мм) = 0,231 мм (размах).

Сумма механического и электрического биений вала в точке измерений вибрации:

a) 0,0125 мм;

b) 0,25´0,0825 мм = 0,0206 мм.

Большее из двух значений составляет 0,0206 мм.

8.2 Система опоры вентилятора

Вибрационное состояние вентиляторов после их установки определяют с учетом жесткости опоры. Опору считают жесткой, если первая собственная частота системы «вентилятор - опора» превышает скорость вращения. Обычно при установке на бетонные фундаменты больших размеров опору можно считать жесткой, а при установке на виброизоляторы - податливой. Стальная рама, на которую часто устанавливают вентиляторы, может относиться к любому из двух указанных типов опоры. В случае сомнений в отношении типа опоры вентилятора можно выполнить расчеты или провести испытания для определения первой собственной частоты системы. В некоторых случаях опору вентилятора следует рассматривать как жесткую в одном направлении и податливую в другом.

8.3 Пределы допустимой вибрации вентиляторов при испытаниях в заводских условиях

Предельные уровни вибрации, приведенные в таблице 4, применяют к вентиляторам в сборе. Они относятся к измерениям виброскорости в узкой полосе частот на опорах подшипников для частоты вращения, применяемой при испытаниях в заводских условиях.

Таблица 4 - Предельные значения вибрации при испытаниях в заводских условиях

Категория вентилятора Предельное с.к.з. виброскорости, мм/с
Жесткая опора Податливая опора
BV-1 9,0 11,2
BV-2 3,5 5,6
BV-3 2,8 3,5
BV-4 1,8 2,8
BV-5 1,4 1,8

Примечания

1 В приложении А указаны правила преобразования единиц виброскорости в единицы виброперемещения или виброускорения для вибрации в узкой полосе частот.

2 Значения в настоящей таблице относятся к номинальной нагрузке и номинальной частоте вращения вентилятора, работающего в режиме с открытыми лопатками входного направляющего аппарата. Предельные значения для других условий нагружения должны быть согласованы между изготовителем и заказчиком, но рекомендуется, чтобы они не превышали табличных значений более чем в 1,6 раза.

8.4 Пределы допустимой вибрации вентиляторов при испытаниях на месте эксплуатации

Вибрация любого вентилятора на месте эксплуатации зависит не только от качества его балансировки. Влияние будут оказывать, например, факторы, связанные с установкой, такие как масса и жесткость системы опоры. Поэтому изготовитель вентиляторов, если только это не оговорено контрактом, не несет ответственности за уровень вибрации вентилятора на месте его эксплуатации.

В таблице 5 приведены рекомендуемые предельные значения (в единицах виброскорости для широкополосной вибрации на корпусах подшипников) при нормальной работе вентиляторов различных категорий.

Таблица 5 - Предельные значения вибрации на месте эксплуатации

Вибрационное состояние вентилятора Категория вентилятора Предельное с.к.з. виброскорости, мм/с
Жесткая опора Податливая опора
Пуск в эксплуатацию BV-1 10 11,2
BV-2 5,6 9,0
BV-3 4,5 6,3
BV-4 2,8 4,5
BV-5 1,8 2,8
Предупреждение BV-1 10,6 14,0
BV-2 9,0 14,0
BV-3 7,1 11,8
BV-4 4,5 7,1
BV-5 4,0 5,6
Останов BV-1 -1) -1)
BV-2 -1) -1)
BV-3 9,0 12,5
BV-4 7,1 11,2
BV-5 5,6 7,1

1) Уровень останова для вентиляторов категорий BV-1 и BV-2 устанавливают на основе долговременного анализа результатов измерений вибрации.

Вибрация новых принимаемых в эксплуатацию вентиляторов не должна превышать уровень «пуск в эксплуатацию». По мере эксплуатации вентилятора следует ожидать повышения уровня его вибрации вследствие процессов износа и кумулятивного эффекта влияющих факторов. Такое повышение вибрации является, в общем, закономерным и не должно вызывать тревоги, пока не достигнет уровня «предупреждение».

По достижении вибрацией уровня «предупреждение» необходимо исследовать причины повышения вибрации и определить меры по ее снижению. Работа вентилятора в таком состоянии должна быть под постоянным наблюдением и ограничена временем, требуемым для определения мер по устранению причин повышенной вибрации.

Если уровень вибрации достигает уровня «останов», меры по устранению причин повышенной вибрации должны быть приняты незамедлительно, в противном случае вентилятор должен быть остановлен. Задержка с приведением уровня вибрации к допустимому уровню может повлечь за собой повреждение подшипников, появление трещин в роторе и в местах сварки корпуса вентилятора и, в конечном итоге, разрушение вентилятора.

При оценке вибрационного состояния вентилятора следует контролировать изменения уровня вибрации со временем. Внезапное изменение уровня вибрации свидетельствует о необходимости немедленного осмотра вентилятора и принятия мер по его техническому обслуживанию. При контроле изменения вибрации не следует принимать во внимание переходные процессы, вызванные, например, заменой смазки или процедурами технического обслуживания.

<< назад / в начало / вперед >>

03 Декабря 2015 г.